Венконс - Юридическая консультация и услуги юриста Венконс - Исковые заявления в суд, услуги юриста Юридическая компания Венконс - Контакты

Главная

Юридические услуги

Цены на услуги

Оплата

Юридическая консультация

Исковое заявление

Статьи

Законы

Справочник

Блог

О компании

Контакты

С НОВЫМИ ПРАВИЛАМИ ПО КРУГУ И ПО ВСТРЕЧНОЙ ПОЛОСЕ


"Современный предприниматель", 2010, N 12

Как показали комментарии в Интернете, сразу после вступления в силу новых Правил, ДТП "на кругах" стало больше. Но при этом обострилась и другая крайность: в некоторых местах перед въездами на круговые движения начали образовываться пробки, поскольку все водители на всякий случай пропускали всех. Вот все и стояли в пароксизме повышенной вежливости.

Однако, как справедливо заметил заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ генерал-майор Владимир Кузин, "основная заповедь водителя - соблюдать Правила дорожного движения, указания дорожных знаков и разметку. Подъезжая к перекрестку, водитель должен следовать дорожным знакам". Кто поспорит с заместителем Главного ГИБДДшника?

В общем, давайте еще раз перечитаем новые Правила. Хотя интереснее, конечно, читать новую версию гл. 12 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).


По кругу, по кругу


Раз уж зашла речь, давайте и начнем с кругового движения. На самом деле принципиально в смысле проезда перекрестков с круговым движением ничего не изменилось. Если перед въездом на "круг" нет знака "Уступи дорогу" или "Движение без остановки запрещено" (STOP) в сочетании со знаком кругового движения, то и принцип проезда перекрестка остается прежним - по правилу помехи справа: находящиеся на круге пропускают въезжающих. Но теперь в ГИБДД пообещали установить нужные знаки на большинстве таких перекрестков. После их установки круговые перекрестки будут полностью соответствовать Международной конвенции о дорожном движении.

Фактически этими поправками схему проезда круговых перекрестков привели в соответствие с европейской. Те, кто передвигался по Европе на машине, знают, как легко и быстро там проезжаются круговые движения.


Иду на обгон


Изменились и правила обгона. Самое, пожалуй, желанное изменение здесь - это изменение определения обгона. Теперь это маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения, а не "опережение транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы". Такое нарушение, как "обгон справа", отныне перестает существовать, и оштрафовать на 500 руб. за объезд другого транспортного средства по правой полосе инспекторы уже никого не смогут.

При этом есть некоторые нюансы. Например, в новых Правилах сказано, что в зоне действия знака "Обгон запрещен" можно обгонять тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, мопеды и мотоциклы без коляски. При этом следует иметь в виду, что "тихоходное транспортное средство" - это не тот автомобиль, который по каким-то своим внутренним причинам не разгоняется больше 30 км/ч, а транспортное средство, у которого конструктивно не предусмотрена скорость выше этой отметки. Такое ТС должно быть отмечено специальным знаком: красный треугольник с желтой каймой. А если на тракторе просто висит значок "30" в белом круге с красной каймой, это значит, что трактор может и быстрее, но не будет. При этом обгонять его нельзя.


Впереди крутой поворот


В области поворотов, особенно поворотов налево, изменились не столько Правила, сколько предусмотренные за их нарушения санкции. И некоторые из этих изменений лично мне очень по душе, как человеку, много передвигающемуся на автомобиле по Москве. Меня несказанно радует пятнадцатикратное увеличение штрафа за поворот налево из второй полосы, если это не разрешено знаками и разметкой. Теперь за такой маневр придется выложить 1500 руб. согласно ч. 2 ст. 12.16 КоАП (далее для краткости и простоты будем обозначать части и статьи КоАП таким образом - ст. 12.16.2).

Впрочем, при отсутствии знаков и разметки поворот из второго ряда "стоит" всего 100 руб., а то и вовсе можно будет отделаться предупреждением (ст. 12.14.1 КоАП - поворот без занятия соответствующего крайнего положения на проезжей части).

Кроме того, за поворот и выезд на полосу, предназначенную для движения маршрутных транспортных средств, в ст. 12.16.1 усилена ответственность, правда, это усиление невелико - за нарушение требований разметки и знаков придется выложить 300 руб.


Всю жизнь по встречной полосе


Иронически характеризуя манеру езды многих российских водителей, говорят, что только в нашей стране можно "получить в зад", двигаясь по встречной полосе. Вообще, конечно, за выезд на "встречку" в виде наказания предусмотрено лишение права управления автомобилем. Но новые Правила предусматривают и некоторые исключения. Итак, пойдем по порядку.

Вернемся к ст. 12.16.2 - поворот налево или разворот с нарушением требований разметки и знаков. Разворот через сплошную разделительную полосу больше не считается выездом на встречную полосу. То есть от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. штрафа, и никакого лишения. Но это, пожалуй, единственный "приятный" момент в новых Правилах.

Выездом на встречную полосу теперь считается движение по трамвайным путям встречного направления и, согласно ст. 12.15.4 КоАП, карается лишением прав на 4 - 6 месяцев.

Наконец, поправки не оставляют сомнений в правилах разворота на перекрестке вокруг разделительного газона или бульвара. Разворачиваться по кратчайшей траектории нельзя - вот это как раз будет квалифицировано как выезд на полосу встречного движения. Нужно миновать "встречку", совершить левый поворот на "своей" стороне пересекающей улицы и после этого завершить разворот. Надо признать, что это довольно редкий маневр в наших широтах, чаще на бульваре за перекрестком просто делают разворотную полосу. Но, тем не менее, одну "серую область" таким образом в Правилах закрыли.


Задним ходом по "встречке"


В отдельную статью вынесены нарушения, касающиеся езды по дороге с односторонним движением в противоположную сторону. Раньше это однозначно трактовалось, как выезд на полосу встречного движения и каралось лишением прав на 4 - 6 месяцев по ст. 12.15.4 КоАП. Теперь это положение, так сказать, смягчили - можно отделаться штрафом, правда, максимальным - 5000 руб.

Ради чего пошли на такое смягчение? Заместитель Главного инспектора безопасности дорожного движения России Владимир Кузин объяснил это просто: сейчас во многих городах меняются схемы движения с целью развести потоки машин и как-то облегчить дорожную ситуацию. В том числе вводится много улиц с односторонним движением. Но народ у нас "имеет традицию ездить не по знакам и Правилам, а по привычке и по памяти". Понятно, что при таком способе движения легко "залететь" на "встречку", не зная, что здесь изменены Правила движения.

Кроме того, в ГИБДД собираются вводить технический контроль за движением по встречной полосе с помощью уже действующей системы фиксации нарушений. Иначе говоря, камеры, сейчас замеряющие скорость, будут еще и следить за выездами на встречную полосу. И нарушителям по почте будут приходить "фотоштрафы" на 5000 руб., а вовсе не предписания явиться с повинной в ГИБДД и сдать права.

Понятно, что сам инспектор в этом случае сможет только изъять водительское удостоверение, а дальше уже будет решать суд.

Но есть в Правилах интересный парадокс: движение задним ходом считается не ездой, а маневрированием, наряду с поворотом и разворотом. Поэтому, если просто так по улице с односторонним движением "против шерсти" не поедешь, то задним ходом можно вполне. Это не считается нарушением. Правда, доехать так получится только до ближайшего перекрестка, потому что движение задним ходом на перекрестке все-таки запрещено. Но ст. 12.14.2 КоАП предусматривает за это нарушение всего лишь 100 руб. штрафа. Может быть кому-то это покажется недорогим удовольствием.


Бойтесь препятствий


Понятие "препятствие" в предыдущих версиях Правил встречалось во многих местах по тексту, но нигде не объяснялось, что под этим подразумевается. Теперь это понятие тоже получило определение. Препятствие - это неподвижный объект на полосе движения (неисправное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.д.), который не позволяет продолжить движение по этой полосе.

При этом затор не является препятствием, так же как и транспортное средство, остановившееся в полосе движения согласно Правилам. То есть пробку или остановившийся на остановке автобус объезжать по "встречке" с пересечением сплошной разделительной полосы не рекомендуется - это чревато лишением прав по ст. 12.15.4 КоАП. А вот объезд слева остановившейся под "аварийкой" машины обойдется в 1000 - 1500 руб. в соответствии со ст. 12.15.3. Возможно, и несправедливо, но уж что имеем.


Включите свет


Предыдущая редакция Правил требовала, чтобы ближний свет был включен при движении вне населенных пунктов. Поправки в Правила требуют, чтобы ближний свет был включен всегда, независимо от местности, по которой осуществляется движение, и времени суток.

Ближний свет можно заменить на так называемые дневные ходовые огни. Но даже в ГИБДД признают, что дневные ходовые огни - это дань некоторым моделям европейских иномарок.

А вот любителям ездить с включенными исключительно противотуманными фарами придется приготовить 100 руб., их можно включать только одновременно с ближним светом.


Два слова о пешеходах


Если водитель подъехал к пешеходному переходу, он обязан "снизить скорость или остановиться", пропуская пешехода, переходящего дорогу. За неисполнение этого правила - штраф 800 - 1000 руб.


А.Барский

Корреспондент журнала

Подписано в печать

13.12.2010




Получить юридическую консультацию
Яндекс.Метрика
PR-CY.ru